Здесь выложу материал о сведении.
                                                                         Предисловие

Уважаемые читатели, начинающие исполнители, я хочу поблагодарить за сотрудничество S-JONES и сказать кое-что важное. Я использую для записи Adobe Audition 3.0 на компьютере, а для сведения Steinberg Nuendo 3 на ноутбуке, это не значит что Вы должны делать так же, просто мне так удобней. Вы можете записывать в любой программе и сводить так же в любой, главное использовать плагины которые я Вам предлагаю.

Для того, что бы получить качественный демо трек необходимы*:

1. Программы:

- Adobe Audition 3.0
- Steinberg Nuendo 3
- Steinberg Cubase SX3
- Samplitude 10
- и любые программы в которых Вам удобно записывать капу!

2. Плагины:

- Sonnox Oxford EQ Native
- Sonnox Oxford Limiter Native
- Waves Diamond Bundle 5.0

* - Всё, что касается оборудования (железа), в этой статье нет.

1. Секрет успешного трека

Запомните эту статью, повторяйте её каждый раз перед тем как захотите сделать действительно хороший трек. Лучше сделать 1 хороший трек – чем 10 плохих! Нет повода спешить при записи трека, нужно тщательно обдумать каждый пункт того что я Вам предлагаю:

- Аспекты.

Существует несколько аспектов качественного трека, если все они будут совершенны или даже стремиться к совершенству, то трек Выйдет очень хорошим. Но если хотя бы одно звено будет слабым – трек окажется плохим.

- Мелодия.

Позитивные оценки мелодии – «цепляющая», «красивая», «интересная».
Негативные – «суетливая», «банальная», «упрощенная», «надоедливая».

- Концепция и тема.

Позитивная концепция (тема) – «целостная», «связная», «комплексная».
Негативными оценками могут быть – «механическая», «предсказуемая».

- Текст.

Позитивные оценки текста: «сердечный», «искренний», «обдуманный», «ритмичный», «поэтичный» и «лирический». 
Негативные – «банальный», «шаблонный», «избитый», «абсурдный».

- Структура трека.

Под структурой понимается порядок и длина частей песни (вступление, куплет, припев, переход, импровизированный аккомпанемент). Например, у представителей компании звукозаписи может не хватить терпения прослушать вступление, которое длиннее, чем 10 секунд. Вы можете предложить сделать две версии песни – полную и укороченную.

Позитивная оценка – «отличная от других»,
Негативная – «слишком простая, обычная».


- Исполнение.

Необходимо установить уровень эмоциональной интенсивности каждого момента в треке. Она может быть слишком большой, слишком скучной или  просто несоответствующей. Например, исполнители иногда поют с большой интенсивностью в начале трека, вместо того, чтобы приберечь ее к концу. С другой стороны, может быть им не хватает эмоциональности и чувства во время исполнения. Вам не следует позволять продолжать исполнение, если оно Вас не «заводит». Существует множество качеств, которые ценят люди. Среди них: искренность, сердечность, эмоциональность. Если Вы уверены, что каждое отдельное исполнение – превосходно, по крайней мере, в Ваших глазах, шансы того, что вся запись будет хороша - резко возрастают.

- Качество оборудования и звукозапись.

Позитивные качества записи – «присутствие» и чистота.
Негативные – шумная, искаженная, нечистая.

- Микширование (Сведение).

Позитивная оценка – качественное и профессиональное сведение.
Негативная оценка – даже качественная запись, хороший текст и отличное исполнение – может испортить просто кривое сведение… так что об этом я напишу далее.

2. Запись

Для того, что бы у Вас получился хороший демо трек, Вам нужна как минимум хорошо записанная капа*.  Есть 2 типа микрофонов (известных мне), конденсаторные и динамические, я не силён в терминологии музыкальных инструментов, поэтому буду писать, как я считаю.
- Конденсаторные – это микрофоны очень хорошего качества, для них требуется преамп (усилитель), такие микрофоны как правило крепятся на стойку, их ещё называют студийные.
- Динамические – это микрофоны для караоке, можно купить почти в любом магазине бытовой техники. Первое время я записывал свои треки на таком микрофоне, но и на них можно получить вполне достойное качество.

Перед записью постарайтесь избавиться от источников шума, включенное ТВ, сотовый телефон, который может неожиданно зазвонить, закрыть крышку системного блока и по возможности отодвинуть его на максимальное расстояние от микрофона, закрыть окна, в общем сделать всё возможное, что бы наступила полная тишина.  Записывать трек нужно в наушниках закрытого типа, что бы звук музыки не попадал в микрофон. Записывать нужно в режиме моно.

* - Капа – записанный голос, без музыкального сопровождения. Только голос.
Так же перед записью советую Вам выучить текст трека, попытаться исполнить трек несколько раз, уловить все интонации, где и как нужно дышать. Дыхание это очень важный момент. Если удачно подобрать места в которых Вы будете вдыхать – может получиться очень профессиональное исполнение, этого нужно добиваться каждый раз когда записываете трек.

После успешной репетиции можно приступать к записи трека, для того что бы голос был сочным некоторые исполнители советуют пожевать лимон… так же рекомендуется перед записью поспать не меньше 8 часов, я не знаю смысла этого совета точно, но подозреваю, что это необходимо для дикции.  Дикция – это чёткость произношения каждого слова в треке, если Вы начинаете жевать слова, коверкать их или как-то не внятно произносить – то получиться каша, которую способны «проглотить» только Вы.

Записывайте трек в Adobe Audition 3.0 – в ней очень легко разобраться.
И последнее, не стоит доверять на все 100 % моим советам, я такой же исполнитель как и Вы, возможно Вы добились больших успехов чем я, но всё же, для некоторых людей эти советы нужны просто как воздух, эта статья для них! Если бы мне дали почитать это только когда я начинал, я бы заплатил автору 100 рублей и мне не жалко было бы… это реально стоит того… это мой малый опыт, и Ваш толчок к качественным демо трекам.

3. Обработка в Adobe Audition 3.0

1. Noise Reduction – это стандартный плагин Аудишена, которым можно удалить из капы шум. Это очень важный момент, попрошу отнестись к нему серьёзно!

Откройте капу в мультисессии двойным щелчком левой кнопки мыши, Вы видите перед собой капу, если нажмёте на Play, то услышите только свой голос. Но в начале капы и в конце её слышен шум, там где Вы ещё не читаете. Это драгоценный кусок капы с помощью которого можно избавиться от такого же шума во всей капе.

Выделите кусочек этого шума и выберите в меню
Effects > Restoration > Noise Reduction

У Вас появиться такое окошко

http://s02.radikal.ru/i175/1004/0d/9342be92b125.jpg

Внимательно проверьте все настройки, сделайте их такие же как на рисунке.

Snapshots in profile – [4000]
Noise Reduction Level – [40]
FFT Size – [3000]
Reduce by – [40]
Precision – [12]
Smoothing Amount – [0]
Transition Width – [6]
Spectral Decay Rate – [65]

После этого нажмите Capture Profile и OK
Теперь выделите всю капу, нажмите Effects > Restoration > Noise Reduction и нажмите OK. Эта операция удалила из капы шум, который загрузили в профиль.

Для того что бы в начале капы и в конце не было слышно щелчков мыши, треска или ещё какого то лишнего шума – выделите его и нажмите Effects (Эффекты) > Mute (ВЫКЛ ЗВУК)

2. Normalize – это стандартный плагин Аудишена, который уменьшает капу до определённого уровня, нам нужно её уменьшить до [-1].
Если Ваша капа и так меньше уровня [-1], то нормалайза делать не нужно.

Effects > Amplitude and Compression > Normalize

Вам нужно поставить галочки напротив

[v] Decibels Format
[v] Normalize to – и указать [-1] и нажать OK.

После того как Вы проделаете это с каждым кусочком трека, Вам необходимо будет сохранить отдельно Куплеты, Припевы, Бэк вокал и Интро (вступление) если таковые есть. Но сохранять нужно в режиме моно, я надеюсь Вы разберётесь как это делается (когда сохраняете – справа есть Выбор, моно или стерео). Для того что бы сохранить всё отдельно можно Выставить на все дорожки Mute кроме той которую хотите сохранить или поставить Solo на той /тех дорожках которые хотите сохранить.

4. Обработка в Steinberg Nuendo 3

1. Создаём проект.
File > New Project > OK > Выбираем папку для сохранения проекта > OK
Перед Вами рабочая область программы, разделена на 3 столбца.
1 – эффекты, и всевозможные крутилки, регулировки громкости, панорамы, я там сам ещё не очень понимаю всего.
2 – столбец для работы с дорожками, там Вы можете добавить дорожку, дублировать, удалить её, Выключить звук дорожки и в общем управлять ей.
3 – сами дорожки со звуком, где Вы можете делать аранжировку и так же производить с ними некоторые операции.

(прошу прощения за неопытность, я в этой программе новичок, но уверяю Вас – она очень удобная для сведения)

Во втором столбце нажимаем правой кнопкой мыши и Выбираем Add Audio Track,
если Вы загружаете музыку (инструментал/минус), то Выбирайте режим Stereo, а если добавляете свой голос/капу – то Mono – режим.
И так… вот перед Вами дорожка с капой, дальше будет тупо указания какие плагины нажимать и какие данные ставить, меньше объяснений, больше циферок, но на самом деле, нужно делать всё на слух, поэтому если считаете, что-то звучит не так, то крутите крутилки и это придёт к Вам с опытом…

2. В первом столбце Выбираем Inserts и по порядку вводим плагины с настройками:

- Oxford Native EQ

На верху Вы видите полосу на которой расположены кружки, как точки на горизонтальной оси, на 20 Hz стоит серый кружок, тяните его вниз. С самого лева есть регулятор/крутилка серая такая, под кнопочкой LF, нужно удалить частоты до 80 герц и можете закрывать окошко этого плагина. До 80 герц  в мужском вокале в принципе частоты «грязные шумные и мутные» так что мы их «срезаем»

- Waves > Mono > Q10-Paragraphic Mono

Микрофон пишет капу, то есть пишет звук который состоит из частот, некоторые частоты пишет хорошо, некоторые плохо, в некоторых громкость больше Выходит в некоторых меньше, нужно убрать плохие частоты. То есть гул, твердость и т.д. пробуете на всем участке делать ниже громкость, и в местах где звук от этого
стает лучше, оставляешь. Сначала надо убрать грязь всю, потом уже начинаете пробовать и подымать, в некоторых местах будете подымать и звук будет лучше ставать, добавлять голосу жирности и яркости капе.

Логичный вопрос: «я делаю тише и не понимаю.. лучше от этого капе или хуже.. это значит у меня слуха нету?»
Ответ: «Нет, ты просто ещё не привык и у тебя нет опыта, треков 5 сведешь и будет намного лучше.»

Кроме того как убрать все ненужное в капе и добавить нужное, Вы начинаете пробовать эквализировать, чтобы она слилась с минусом, и подбираете частоты при каких капа больше всего Выделяется в минусе. Эквализация это самый сложный и долгий процесс, подымать и опускать сильно не нужно,  +/- 3 дБ,  чтобы качество не портилось. Чем меньше меняете - тем лучше, нужно эквализировать только нужное, капа должна звучать естественно. Но эквализировать нужно – для того что бы исправить шумы и погрешности твоего микрофона.

Gain – громкость в дБ, Freq – частота

в районе 100 - 110 надо опустить где-то на -2
в районе 200-230 поднять на 1-2 дБ для мягкости капы
в районе 300 - надо Вырезать муть
в районе 500 - надо опускать -2
в районе 3000-4000 убавляем
в районе 10 000 - 12000 нужно поднять на 5-6 ДБ это добавит яркости и прозрачности
В общем – звук воспроизводится на частотах от 20 до 20 000 герц (слышимый диапазон для человеческого слухового аппарата), в эквалайзере мы двигаем метки (кружочки) и тем самым изменяем громкость частот в заданном диапазоне. Срезать частоту – значит сделать что бы она не звучала, то есть уменьшить ее громкость до степени тишины. В нашем случае просто опускаем в самый низ - это -18 Дб, на этом уровне частота будет заглушена полностью. Выше написано – срезать частоты в районе 3000-4000 Дб. В эквалайзере напротив значений частоты в табличке с самого права есть значение Q, что отвечает за уровень захвата частот.  Чем меньше цифра – тем больше захват (т.е. тем более частот одновременно будут задействованы при передвижении метки). В районе 3000-4000 ДБ почти всегда есть дребезжащие и свистящие частоты. Здесь всё просто – делаем захват максимально узким (значение Q – 100), поднимаем громкость Gaine на максимум (+18 ДБ) и не спеша передвигаем по этому диапазону, в поисках злокачественной частоты, Вы почувствуете как звук раздражает и «режет ухо», после чего ставите громкость -18 Дб! Поздравляю – Вы срезали частоту!!! После чего каппа будет играть чище , что будет малозаметно возможно , но это есть факт)
Выше были приведены примерные советы эквализации, Вы не должны эквализировать именно так. Нужно делать все на слух, сделать капу яркой, красивой  - но не теряя естественности  в ее звучании.

- Waves > Mono > Rcomp Mono

Ratio – это степень сжатия, нажмите два раза и напишите [4]
Trash – [25]
Attack – это время атаки на звук, то есть от [0.5] до [3] на слух - как лучше звучать будет, я обычно [0.5] ставлю
Release – чем больше релиз - тем меньше слышно шум, чмок, треск
ставить релиз надо [90]-[150]

- Native Limiter 

Лимитер устанавливает уровень громкости единый  для капы.
Вы ставите громкость - Выравниваете капу с минусом на слух.

- Input - громкость капы в дБ, входящий сигнал ставьте [15]-[18] дБ
- атаку и релиз ставь как на компрессоре (Rcopm), точно такие же значения
- Soft Knee - ставите максимум на [2] (редко [2] ставлю, около [1] всегда примерно)
- Enhance - дает "приближение " капы, [30] процентов это по-моему максимум что можно ставить, вообще [20]-[23] всегда Выходит
-Output gaine - громкость исходящего, там можно понижать, я ставлю [-1] до [-1.5] это дает некое смягчение каппы

- Waves > Mono > RDeEsser Mono

Там две крутилки
по [18] примерно каждую ставите
- Range - отвечает за область, меняете и на картинке она двигается
-Trash – типа давление на область, делаете меньше давление, опускаете треш
и давление исчезает, делается звук мутным, опустить можно от [18] до [22]

- Waves > Mono > TrueVerb Mono

Реверб - это комната! Есть пространство, то есть звук дабы был живым, должен звучать в пространстве если нет пространства то он звучит будто ни в чем, в космосе. Звук отбивается от "стен" и с маленькой скоростью (миллисекунды) возвращается к источнику звучания.

Dimension - я почти всегда [2] ставлю. Означает – плотность прохождения ревербированного звука (эха) по пространству.
RoomSize - это размер комнаты, то есть между колонками создается пространство в котором звучит Ваш голос. Размер комнаты подгоняете на слух под минус. Советую не делать ниже [9 000], а то будет типа - Вы читаете в ванной
Distance - расстояние от источника звука. Дистанцию на [0.5] ставить надо.
Иногда в припевах в зависимости от стиля ставится больше
Balance - это расстояние на которое уходит эхо, типа длинны комнаты, [1.0] хватит.
Decay Time - задержка, само эхо как бы, то есть звук без реверба – бьет, а с  ревербом - льется в пространстве. До [1.5] максимум ставьте, а вообще [0.4] до [0.7]

Плагины это софт, робота которого основана на железных приборах! То есть компрессоры , эквалайзеры, лимитеры, ревербы и т.д. в профессиональных студиях не софтовые а железные. Дают очень хорошее качество, хотя и плагины неплохи при правильном обращении. Т.е. вам будет легко понять что именно нужно делать в том или ином плагине, если вы его физику работы. то есть физику работы реального прибора-эффектора!

Источники:

1. Дэвид Гибсон – Искусство сведения (http://www.lexamusic.com/sound/sound8.htm )
2. Частная консультация S-JONES

Отредактировано Frankk (2010-04-06 08:26:19)